Пристань

23 августа 2021

Пристань
Исторические достопримечательности

При Софье Владимировне Паниной (1774–1844) усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ в 1830-40 х гг. был приглашен ученик Доминико Жилярди архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе"

Пристань строилась одновременно с Главным домом, к ней от Дворца ведет длинная белокаменная парадная лестница. Пристань является прекрасным дополнением ко всему дворцовому ансамблю. Большое значение играет водная поверхность Большого пруда, в которой отражаются фасады дворца, арки моста и пристань. А внизу, на пристани, отражаясь в зеркале воды, на широких постаментах лежат два вечных стража — белокаменных грифона. Пристань представляет собой восьмигранную площадку, вымощенную белокаменными плитами и обнесенной чугунной оградой с вензелем «S» в рисунке - начальная буква имени хозяйки усадьбы Софьи Паниной.

 У воды прямоугольная площадка с белокаменными плитами и ступенями. По сторонам лестницы два белокаменных грифона, покоящиеся на постаментах.

 Грифо́ны — мифологические крылатые существа с туловищем льва и головой орла. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Греки связывали грифона с богом света Аполлоном — он часто изображён верхом на грифоне или на летающей колеснице, запряжённой грифонами.

Греки считали, что гнезда грифонов были построены из чистого золота, а внутри них всегда лежал изумруд, отгоняющий нечисть. А сами грифоны были экзотическим народом востока, который искусно добывал золото, хранил его и яростно защищал от грабителей (одноглазых аримаспов).

В отличие от греков, славяне твердо веровали, что грифоны являются хранителями знаний и тайн, но отнюдь не золота и других богатств. Славянские летописи также упоминают, что грифоны делились этими знаниями только с избранными людьми, с теми, кто жил по-совести и справедливо. Ну а тех, кто жил кривдой, грифоны ослепляли и вырывали языки.

В 2014 году грифоны отреставрированы и окрашены.

На площадке перед пристанью, предположительно по проекту русского скульптора итальянского происхождения И.П. Витали был сооружен римский "чугунный" чашеобразный (в виде раковины) фонтан - скульптура в виде группы детей с дельфинами. Фонтан окружен чугунной решеткой, в ее рисунке просматривается также латинская S.

В христианском искусстве дельфина можно встретить гораздо чаще, чем других морских обитателей. Он стал символом воскрешения и спасения. Считалось, что дельфин, самая сильная и быстрая из морских тварей, переносит через море души покойных в мир иной.

Интересно, что дельфин был изображен на гербе правителей Нижней Бургундии, а сама Бургундия называлась «Дельфинатом». После смерти последнего бургундского князя провинция отошла к королю Франции, а с 1349 г. французские принцы стали носить титул дофина (от франц. «дельфин»).

В древних времена дельфинов считали рыбами, поэтому часто в изображении скульптур дельфины имеют причудливый вид.

Таковы и «рыбы» на фонтане, которые и не рыбы вовсе, а дельфины.

Архитектурные включения в виде рельефных масок людей, животных и мифологических существ называют маскаронами.

Вообще маскароны очень давно используются в декоре фонтанов. И маскароны с дельфинами тоже. Иногда изображения дельфинов более или менее натуралистичные. Иногда – очень далеки от реального облика животных.

В скульптурной группе изображены дети с дельфинами и чаша над их головами. Традиционно в скульптуре чаша (или ваза, как ее вариация) представляет собой символ жизни и нового начала.