Псарни

23 августа 2021

Псарни
Исторические достопримечательности

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

Благо тому, кто предастся во власть

Ратной забаве: он ведает страсть,

И до седин молодые порывы

В нем сохранятся, прекрасны и живы,

Черная дума к нему не зайдет,

В праздном покое душа не заснет.

Кто же охоты собачьей не любит,

Тот в себе душу заспит и погубит.

(Н.А.Некрасов)

 

 Здания псарен в Марфино появились 1780-х годах. Во времена, когда усадьбой владел граф Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 — 14 ноября 1805) – один из знаменитых вельмож знатного рода Салтыковых. Иван Петрович был большим сибаритом, любил кутежи и женщин, но главной его страстью была охота, которой он посвящал всё свободное время.

 Русская усадебная охота представляла собой некое театрализованное действо для высшего класса, которое не только неотделимо от русского дворянства, но является одной из самых ярких составляющих усадебной жизни. Исторические традиции псовой охоты описаны многими искусствоведами и даже музыкантами. По данным источникам, мы знаем, что стаи составлялись не только по физическим характеристикам собак, но и по голосам. Это составление считалось настоящим искусством, и за ценную собаку платили огромные деньги. Кроме того, собак нужно было дрессировать, воспитывать и лечить, чем занимались профессиональные псари – высокообразованные ветеринары, дрессировщики и заводчики одновременно.  Согласно историческим описаниям, в Марфинских псарнях содержалось до 1000 охотничьих собак, к которым было приставлено порядка 60-ти профессиональных псарей.

Любовь Ивана Петровича к псовой охоте прослеживается и в том, какое внимание уделено архитектуре этих строений. При Салтыкове, зданиями псарен завершалась архитектурная композиция усадьбы, ось которой проходила через парадный двор, пересекала небольшой копанный пруд, вырытый на ручье. Следует отметить, в отличие от южного отрезка композиционной оси, которая являлась и визуальной, и планировочной, северный отрезок композиционной оси был только визуальным. Здания псарен замыкали перспективу, открывающуюся с парадного двора.

В XIX веке фасады западного корпуса псарен частично переделаны. Были сужены все проемы. Поверх кирпичных первоначальных пилястр были сделаны штукатурные, более широкие пилястры, заложены многие проемы, уничтожены внутренние стены.

Здание выстроено в стиле зрелого классицизма, фасады оштукатурены, первоначально были покрыты обмазкой желтого цвета, по другим источникам, бледно розового. Главный южный фасад украшен восьмиколонным портиком тосканского ордера. Колоннам на плоскости стены отвечают пилястры. Окна на северном фасаде помещены в большие ниши, при этом над проемами первого этажа в нишах расположены прямоугольные филенки. Редкое по своему назначению усадебное здание, построенное в стиле зрелого классицизма, является важным художественным акцентом в композиции комплекса, замыкая вместе с аналогичным вторым корпусом перспективу парадного двора.